Автотехническая экспертиза – это собирательный вид инженерно-технической экспертизы, который в зависимости от предмета, объекта и применяемых методик подразделяется на следующие подвиды экспертиз:
- экспертиза причин и условий дорожно-транспортных происшествий;
- экспертиза транспортных средств с целью установления стоимости транспортного средства, стоимости восстановительного ремонта, утраты товарной стоимости;
- экспертиза качества транспортных средств, их ремонта и маркировочных обозначений.
Экспертиза причин и условий дорожно-транспортных происшествий – вид автотехнической инженерно-технической экспертизы использующих закономерности технического характера, охватывающих всю совокупность взаимодействующих элементов «водитель-автомобиль–дорога–среда», целью которой является установление параметров движения транспортных средств при дорожно-транспортном происшествии (ДТП), установление механизма столкновения (наезда) при ДТП, установление причинной связи параметров движения транспортного средства, а также его технического состояния с дорожно-транспортным происшествием. Экспертиза причин и условий дорожно-транспортного происшествия включает в себя следующие подвиды:
Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия – решает вопросы об установлении параметров движения транспортных средств (расположение транспортных средств, их перемещение, скорость, замедление и время движения автомобилей, параметров разгона и торможения, причин потери управляемости и т.д.) исходя из зафиксированных либо заданных признаков и известных параметров движения автомобилей, установлении наличия либо отсутствия технической возможности предотвратить столкновение, установлении действий водителей технического характера, которые должны были обеспечить безопасность дорожного движения в конкретной ситуации, и определения, какими требованиями нормативных документов эти действия предусмотрены.
Экспертиза технического состояния транспортных средств при ДТП устанавливает взаимосвязь технического состояния транспортного средства и дорожно-транспортного происшествия, устанавливает возможность обнаружения неисправности до ДТП.
Экспертиза следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика) решает вопросы, основанные на взаимосвязи следообразования и параметров движения транспортных средств. Методами транспортно-трасологической диагностики решаются вопросы об установлении элементов механизма дорожно-транспортного происшествия, в числе которых определение места столкновения, взаимного расположения транспортных средств в момент ДТП, установление подвижного либо неподвижного положения автомобилей в момент столкновения, определение относительной скорости автомобилей и т.д.
Транспортно-трасологическая идентификация решает вопросы соответствия повреждений транспортного средства повреждениям следообразующего объекта (в том числе повреждениям другому транспортному средству), установление принадлежности части целому.
Экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия решает вопросы влияния эксплуатационного состояния дороги и состояния технических средств регулирования дорожного движения на дорожно-транспортное происшествие.
Экспертиза видео- и фотоизображений с целью установления параметров движения транспортных средств, расположения следов и других объектов на месте происшествия, механизма дорожно-транспортного происшествия, позволяет определить параметры движения транспортных средств исходя их данных, содержащихся в видеозаписях и фотоизображениях.
Экспертиза транспортных средств с целью установления стоимости транспортного средства, стоимости восстановительного ремонта, утраты товарной стоимости – вид оценочной деятельности, объектом оценки которой является транспортное средство, определяет стоимость восстановительного ремонта транспортного средств (ТС) в виде рыночной стоимости и стоимости, определяемой в целях определения страхового возмещения по договорам ОСАГО (по Единой методике, утверждённой Банком РФ), определяет утраченную стоимость транспортного средства (УТС) вследствие ремонтных воздействий после ДТП, определяет рыночную стоимость транспортного средства, в том числе в целях вступления в наследство (для органов нотариата, нотариуса).
Экспертиза качества транспортных средств, их ремонта и экспертиза маркировочных обозначений – вид товароведческой и криминалистической экспертизы, целью которой является выявление недостатков транспортного средства и ремонтных воздействий, а также установление внесения изменений в маркировочные обозначения транспортных средств. Решение вопроса о качестве транспортного средства и ремонтных воздействий, установление отнесения конкретного недостатка к недостатку эксплуатационного характера, за которые отвечает потребитель, или производственному, за которые отвечает производитель или продавец, обусловлено критериями, согласно которым конкретная техническая характеристика относится к недостатку, а недостаток к эксплуатационному либо производственному. Критерии изложены в нормативных документах (ГОСТ, РД и т.д.), а также в ненормативных документах – руководствах по эксплуатации, технической документации, на основании которых производился ремонт либо создавалось само транспортное средство. Методы исследования качества транспортного средства и его ремонта основаны как на инструментальном и визуальном исследовании, так и на расчетных методах исследования.
По состоянию на май 2022 года в России не существует единой классификации автотехнических экспертиз.
Согласно ведомственной классификации МВД РФ выделяют следующие виды экспертиз, которые относятся к автотехническим экспертизам либо связаны с автотехнической экспертизой:
Экспертные подразделения Министерства юстиции России проводят исследования по следующим направлениям:
Автотехническая экспертиза – это собирательный вид инженерно-технической экспертизы, специальным объектом исследования которого является транспортное средство. В зависимости от предмета, объекта и применяемых методик автотехническая экспертиза подразделяется на следующие подвиды экспертиз:
- экспертиза причин и условий дорожно-транспортных происшествий;
- экспертиза транспортных средств с целью установления стоимости транспортного средства, стоимости восстановительного ремонта, утраты товарной стоимости;
- экспертиза качества транспортных средств, их ремонта и маркировочных обозначений.
Предметом экспертизы являются закономерности технического характера, охватывающих всю совокупность взаимодействующих элементов «водитель-автомобиль–дорога–среда», а именно:
- фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, техническом состоянии ТС, скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продольном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения ТС и т.д.;
- фактические данные о техническом состоянии ТС, участвующих в ДТП;
- обстоятельства (фактические данные), установленные экспертом на основе исследования следов, возникающих на месте ДТП в результате воздействия ТС, иных материальных объектов, людей, животных;
- данные о строительных и эксплуатационных свойствах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среды, а так же параметры взаимодействия с элементами ТС, связанные с ДТП;
- фото и видеозаписи, содержащие визуальное воспроизведение и временные показатели данных об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия.
Объект исследования включает в себя транспортные средства (их детали, узлы, механизмы, системы, фрагменты), дорогу, место ДТП, оставшиеся на дороге, транспортных средствах и иных объектах следы, водители транспортных средств, материалы дела, не требующие правовой оценки (объяснения участников ДТП и свидетелей, схемы ДТП и дополнительных осмотров, протоколы осмотра и дополнительного осмотра места ДТП и следственных экспериментов, фото и видеозаписи с места дорожно-транспортного происшествия).
Целью экспертизы является установление параметров движения транспортных средств при дорожно-транспортном происшествии (ДТП), установление механизма столкновения (наезда) при ДТП, установление причинной связи параметров движения транспортного средства, а также его технического состояния и дорожных условий с дорожно-транспортным происшествием.
- об установлении параметров движения транспортных средств (расположение транспортных средств, их перемещение, скорость, замедление и время движения автомобилей, параметров разгона и торможения, причин потери управляемости и т.д.) исходя из зафиксированных либо заданных признаков и известных параметров движения автомобилей, установлении наличия либо отсутствия технической возможности предотвратить столкновение, установлении действий водителей технического характера, которые должны были обеспечить безопасность дорожного движения в конкретной ситуации, и определении, какими требованиями нормативных документов эти действия предусмотрены;
- о взаимосвязи технического состояния транспортного средства и дорожно-транспортного происшествия, об установлении возможности обнаружения неисправности до ДТП;
- о взаимосвязи следообразования и параметров движения транспортных средств, об установлении элементов механизма дорожно-транспортного происшествия, в числе которых определение места столкновения, взаимного расположения транспортных средств в момент ДТП, установление подвижного либо неподвижного положения автомобилей в момент столкновения, определение относительной скорости автомобилей и т.д.;
- о соответствии повреждений транспортного средства повреждениям следообразующего объекта (в том числе повреждениям другому транспортному средству), установление принадлежности части целому;
- о влияния эксплуатационного состояния дороги и состояния технических средств регулирования дорожного движения на дорожно-транспортное происшествие;
- о параметрах движения транспортных средств исходя их данных, содержащихся в видеозаписях и фотоизображениях.
Экспертиза транспортных средств с целью установления стоимости транспортного средства, стоимости восстановительного ремонта, утраты товарной стоимости.
Предметом экспертизы является установление с помощью специальных знаний фактов и обстоятельств, которые характеризуют процесс и результаты оценки.
Объектом экспертизы является транспортное средство, его элементы (части, агрегаты, элементы покрытия и т.д.), услуги по восстановительному ремонту транспортных средств.
Экспертиза транспортных средств проводится с целью установления стоимости транспортного средства, стоимости восстановительного ремонта, утраты товарной стоимости, стоимости восстановительного ремонта транспортного средств (ТС) в виде их рыночной стоимости и стоимости, определяемой в целях определения страхового возмещения по договорам ОСАГО (по Единой методике, утверждённой Банком РФ).
Экспертиза качества транспортных средств, их ремонта и экспертиза маркировочных обозначений – вид товароведческой и криминалистической экспертизы, целью которой является выявление недостатков транспортного средства и ремонтных воздействий, а также установление внесений изменений в маркировочные обозначения транспортных средств.
Предметом экспертизы является транспортное средство, его элементы, а также маркировочные обозначения, нанесенные на транспортное средство.
Объектом исследования являются сведения о техническом состоянии транспортного средства и его элементов по критериям качества транспортного средства и его элементам, сведения, зафиксированные в материалах дела о произведенных ремонтных воздействиях, диагностических исследованиях, документы, содержащие технические характеристики транспортного средства или его элементов, характеризующего его как транспортное средство либо конкретного элемента как товара надлежащего качества, сведения об эксплуатации транспортного средства и его элементов.
Решение вопроса о качестве транспортного средства и ремонтных воздействий, установление недостатков и отнесение их к недостаткам эксплуатационного характера, за которые отвечает потребитель, или производственного, за которые отвечает производитель или продавец, обусловлен критериями, согласно которым конкретная техническая характеристика относится к недостатку, а недостаток к эксплуатационному либо производственному. Критерии изложены как в нормативных документах (ГОСТ, РД и т.д.), так и в ненормативных документах – руководствах по эксплуатации, технической документации, на основании которых производился ремонт либо создавалось само транспортное средство. Методы исследования качества транспортного средства и его ремонта основаны как на инструментальном и визуальном исследовании, так и на расчетных методах исследования.
1) Категорический, категорический положительный или категорический отрицательный выводы - эксперт однозначно и категорично отвечает на поставленный перед ним вопрос. Такой вывод возможен в случаях, когда вся совокупность признаков, расчетов, а также выявленных обстоятельств позволяет исключить иной вывод. Положительный либо отрицательный вывод возможен в том случае, если, исходя из формулировки вопроса, требуется подтвердить либо опровергнуть то или иное обстоятельство, указанное в вопросе. При этом положительным будет вывод, подтверждающий изложенное в вопросе обстоятельство, а отрицательным – опровергающий такое обстоятельство.
2) Условный, условный положительный либо условный отрицательный вывод – эксперт в категоричной форме излагает вывод, но под определенным условием. Формулировка вывода содержит установление обстоятельства, в отношении которого задан вопрос, содержит либо подтверждение (положительный), либо опровержение (отрицательный) указанного в вопросе обстоятельства, но вывод обусловлен другими обстоятельствами, которые либо указаны в вопросе, либо изложены самим экспертом (в последнем случае эксперт излагает вывод при наличии и при отсутствии условия).
3) Вероятный, вероятный положительный или отрицательный вывод - эксперт дает вывод на поставленный вопрос исходя из вероятности наступления конкретного события. При этом вероятность наступления изложенного в выводе события должна быть категорирована на основании технических характеристик, а не субъективного мнения эксперта.
4) Вывод о невозможности решить вопроса (НПВ). Вывод о невозможности решения вопроса по существу может быть обусловлен либо отсутствием необходимых исходных данных, недостаточностью точности фиксации исходных данных, не предоставления данных для исследования, либо тем, что поставленный вопрос выходит за рамки специальных познаний эксперта, вопрос не требует специальных познаний в области судебной автотехники.
Экспертиза согласно действующему законодательству в рамках АПК, ГПК, УПК и КоАП РФ является одним из видов доказательств по делу. В зависимости от специфики процесса стороны процесса предоставляют доказательства самостоятельно, за исключением случаев, когда добыть такое доказательство самостоятельно не предоставляется возможным. Судебная экспертиза, как доказательство по делу, назначается исключительно судом либо органом, проводящим расследование по делу. Стороны могут ходатайствовать (просить) суд либо орган, проводящим расследование по делу, о назначении экспертизы, в том числе дополнительной или повторной. Более того, экспертиза может быть назначена по инициативе суда либо органа, проводящего расследование. Сторона процесса, желающая предоставить в суд доказательство в виде экспертизы, подает ходатайство в суд или орган, проводящем расследование, о назначении экспертизы. В ходатайстве указываются обстоятельства, которые подлежат подтверждению или опровержению экспертизой, экспертное учреждение, которое может провести экспертизу, и вопросы, которые подлежат разрешению экспертом.
Информационное (гарантийное) письмо экспертной организации – это документ, в котором экспертная организация дает письменное обоснование профессиональной экспертной готовности на проведение судебной автотехнической экспертизы.
Содержание информационного (гарантийного) письма:
- сведения об экспертах (персональные данные экспертов и их квалификация), которым будет поручено производство конкретной экспертизы;
- сроки и стоимость проведения экспертизы;
- сведения об экспертном оборудовании для проведения экспертизы;
- что необходимо для проведения экспертизы (объекты исследования, материалы дела);
Сведения, указанные в письме, подтверждаются копиями документов.
Суд либо орган, проводящем расследование, в случае возникновения вопросов, разрешение которых требует специальных познаний, назначает экспертизу. Суд либо лицо, проводящее расследование, вправе назначить экспертизу по своему усмотрению конкретному эксперту либо конкретному экспертному учреждению. Безусловно, суд или лицо, проводящее расследование, руководствуется предложением об экспертном учреждении, указанным в ходатайстве, но не ограничен этим. Также суд или лицо, проводящее расследование, при вынесении определения (постановления) ставит перед экспертом вопросы, формулировка которых может быть скорректирована, но в любом случае, формулировка должна быть обсуждена со стороной, просящей назначить экспертизу. Следует учесть, что в определении (постановлении) могут быть не указаны вопросы, которые не относятся к компетенции эксперта (разрешение которых не требует специальных познаний в соответствующей области), а также переформулированы вопросы, но с сохранением существа вопросов. Такие изменения вопросов по сравнению с ходатайством должны быть обоснованы. Несогласие с формулировками вопросов, перечнем вопросов может быть обжаловано в суде, поскольку, во-первых, такая новая формулировка может изменить стоимость экспертизы, а во-вторых, нарушается право на предоставление доказательств (при существенном изменении формулировки вопросов может лишить сторону предоставить конкретное доказательство, подтверждающее либо опровергающее обстоятельство, на которое ссылается сторона).