22 апреля 2020
Вопросы для проведения лингвистической экспертизы всегда вызывают большое количество обращений. Мы подготовили для вас подробную статью, в которой рассказали какие вопросы и в какой форме необходимо ставить перед экспертами.
✔Содержит ли текст информацию о конкретном лице (ФИО)?
✔Можно ли по имеющимся в тексте различным номинациям установить, что речь идет о конкретном лице (ФИО)?
✔Относится ли фраза к конкретному лицу/ адресована ли фраза конкретному лицу?
✔Относится ли фраза к конкретному лицу/ адресована ли фраза конкретному лицу?
✔Имеются ли в тексте негативные сведения о (ФИО), его деятельности и его личных деловых и моральных качествах? В каких конкретно высказываниях содержатся эти сведения и какова их смысловая направленность? Если вышеуказанные сведения имеются, то в каких высказываниях и в какой форме они выражены (мнение, оценка, утверждения о факте)?
✔Является ли информация о (ФИО) положительной, негативной или нейтральной?
✔Если в вышеуказанных фразах имеются негативные сведения о (ФИО), то в какой форме они выражены: утверждения, предположения, вопроса?
✔Какие стилистические и языковые средства использованы в анализируемом материале для создания негативного образа (ФИО)?
✔Идет ли речь в высказывании, содержащем отрицательную оценку личности в неприличной форме, именно о (ФИО)?
✔Является ли автором текста лицо, образцы текстов которого представлены на исследование?
✔Составлен ли данный документ лицом, обладающим навыками научного (публицистического, делового и проч.) стиля письменной речи?
✔Какова композиционная структура текста статей (статьи), какие стилистические приемы использует автор и как они характеризуют героев публикации?
✔Каковы наиболее существенные и значимые жанровые, лингвистические и стилистические особенности текста публикации (название)?
✔Имеются ли в произведении (названии) текстуальные совпадения с произведением (названием)?
✔Имеется ли полное или частичное сходство, тождество или различие произведений (названия)?
✔Является ли произведение (название) результатом переработки произведения (названия), если да, то в каком объеме?
✔Можно ли произведение (название) считать производным произведением от произведения (названия)?
✔Каково значение текста (например, формулы изобретения)?
✔Каково значение, этимология слова, сочетания слов в контексте документа?
✔В каком значении употреблено слово «(указание слова)» в контексте абзаца /предложения в представленном на исследование тексте?
✔Содержатся ли в тексте слова или словосочетания, имеющие общий смысл (содержание)?
✔Имеет ли фраза (содержание фразы) из текста значение «(содержание)»?
✔Какие слова входят в состав словесного обозначения, входящего в структуру комбинированного товарного знака, состоящего из двух компонентов (графического и словесного)?
✔Имеются ли в составе словесного компонента рассматриваемого комбинированного знака слова, являющиеся общепринятыми наименованиями или терминами, характерными для какой-либо конкретной отрасли производства или области науки и техники?
✔Сходны ли между собой словесные элементы названных товарных знаков, имея в виду фонетическое, смысловое, графическое сходство?
✔Являются ли сходными до степени смешения товарный знак (наименование) и товарный знак (наименование)?
✔Содержатся ли в тексте (название материала, указание конкретного высказывания, лозунга, надписи) признаки призыва? Если да, то на что направлен призыв, к каким конкретно действиям призывают адресата?
✔Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические признаки идеологии насилия?
✔Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические признаки пропаганды исключительности, превосходства, неполноценности человека по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
✔Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические признаки обоснования или оправдания национального и (или) расового превосходства?
✔Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки оправдания практики совершения действий, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы?
✔Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические признаки оправдания каких-либо действий (в том числе насильственных, разрушительных) против какой-либо группы, выделяемой по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе, или представителей такой группы?
✔Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические признаки унижения человеческого достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
✔Аутентичен ли перевод оригиналу? Каково значение текста (например, формулы изобретения, пункта договора)?
✔Каково значение, этимология слова, сочетания слов в контексте произведения?
✔Соответствует ли Заключение эксперта (№, дата), выполненное экспертом (ФИО), требованиям действующих нормативных и правовых актов, методических рекомендаций, предусмотренных для выполнения экспертизы данного вида?
✔Обоснованы и достоверны ли выводы, сделанные экспертом (ФИО) в Заключении эксперта (№, дата)?
✔Допустимы ли с научной и экспертной точки зрения применённые при проведении экспертизы и оформлении Заключения эксперта (№, дата) экспертом (ФИО) методики по производству данного вида экспертиз? Правильно ли применены (использованы) эти методики?
✔Подтверждается ли сведениями и документами, представленными в Заключении эксперта (№, дата), наличие у эксперта (ФИО) специальных знаний и опыта работы в области проведенного вида экспертиз? Если да, то достаточно ли таковых знаний для проведения исследований и формулировки сделанных выводов?
✔Входят ли в компетенцию эксперта в области экспертизы данного вида исследований поставленные перед экспертом (ФИО) вопросы и сделанные им в Заключении эксперта (№, дата) выводы?
Важно!Вопросы, указанные в примерах, не являются исчерпывающими. При возникновении любых вопросов до проведения экспертизы необходимо проконсультироваться со специалистом.